Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ

в условиях реализации ФГОС ДО

 


Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

 Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.

 Мир особого ребёнка интересен и пуглив.

 Мир особого ребёнка безобразен и красив.

 Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.

Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему не говорит?

Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

 Мир особого ребёнка — допускает лишь своих!

 

              Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения воспитание и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

          В современном представлении понятие качество образования не сводится к обученности воспитанников дошкольного образовательных учреждений, набору знаний и навыков, а связывается с понятием социальное благополучие, защищенность. В связи с этим сопровождение дошкольников с ОВЗ не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечения успешной социализации, сохранения здоровья, коррекцию нарушений. Каждый ребёнок имеет возможность быть готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям.  

       Организация взаимодействия различных специалистов в условиях дошкольного образовательного учреждения преследует цели всестороннего развития и коррекции воспитанника с ОВЗ с учётом индивидуальных и потенциальных возможностей. Что обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства, независимо от места жительства, пола, национальности , языка в том числе ограниченных возможностей здоровья.

       Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети -инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.

Группы дошкольников не однородны, в нее входят дети с разными нарушениями развития:

дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

дети с нарушениями слуха (глухие, слабо слышащие);

дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

 дети с тяжёлыми нарушениями речи;

дети с задержкой психического развития;

дети с умственной отсталостью;

с расстройством аутистического спектра.

         Основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ. Определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно-педагогической работы происходит поэтапно, по определенному алгоритму и осуществляется педагогом-психологом, учителями-логопедами, воспитателями детского сада.

Нормативно-правовая база

Письмо об инклюзивном образовании детей
ФЗ Конвенция о правах инвалидов
Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" - docs.cntd.ru
Государственная программа Ростовской области «Доступная среда»  Об утверждении государственной программы Ростовской области «Доступная среда» (donland.ru)
Муниципальная программа «Доступная среда в городе Новочеркасске» Об утверждении муниципальной программы «Доступная среда в городе Новочеркасске» - Муниципальные программы города Новочеркасска - Нормативные правовые акты - Официальный сайт города Новочеркасска (novochgrad.ru)
Нормативно-правовые документы

         В МБДОУ детском саду № 9 созданы условия для работы с детьми ОВЗ.         

Информация о специально оборудованных учебных кабинетах


Паспорт физкультурного зала

Паспорт логопедического кабинета №2

Паспорт музыкального зала МБДОУ детского сада №9

Паспорт логопедического кабинета № 1

Паспорт арт-терапевтической студии МБДОУ детского сада №9

Паспорт  мини-музея МБДОУ детского сада №9

Паспорт спортивной площадки

Паспорт РППС 2 младшая группа (3-4 года) МБДОУ детский сад №9

Паспорт РППС старшая  группа (5-6 лет)

Информация об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Информация об объектах для проведения практических занятий с обучающимися, в том числе инвалидами и лицами с  ограниченными возможностями здоровья

Информация о библиотеке (ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья


Информация о библиотеке для обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с  ограниченными возможностями здоровья

Информация об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья


Информация об объектах спорта для обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с  ограниченными возможностями здоровья

Информация о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Информация о средствах обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Информация об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

Информация о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе сведения об обеспечении доступа в здания инвалидов и лиц с  ограниченными возможностями здоровья

Информация об условиях питания

Информация о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе сведения об условиях питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Положение об организации детского  питании

Информация об условиях охраны здоровья

Информация о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе сведения об условиях охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Положение об охране жизни и здоровья воспитанников

Информация о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникативным сетям, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Информация о доступе к информационным системам и информационно-телекомуникационным сетям обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с  ограниченными возможностями здоровья

Информация об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

ЭОР в образовательном процессе ДОУ https://gart9.npi-tu.ru/index.php?id=133

Информация об электронных образовательных ресурсах для обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с  ограниченными возможностями здоровья

Информация о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

Информация о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования  для обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с  ограниченными возможностями здоровья

Информация о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Общежитий и интернатов – нет.

Информация о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Жилые помещения в общежитии и интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – отсутствуют.


Пути движения к объекту
Дверные проемы в холле 1 этажа не имеют порогов и перепадов пандус для передвижения инвалидов на креслах-колясках

Пандусы и съезды с тротуаров для инвалидов

Ширина пути для инвалидов при встречном движении

Взодные двери с предупредительным знаком для   слабовидящих Знак безопасности Желтый круг для слабовидящих на всех стеклянных дверях детского сада
Знак безопасности Желтый круг для слабовидящих Предупредительный знак безопасности Желтый круг для слабовидящих

Детский сад посещают воспитанники с проблемами речевого развития, задержкой психического развития, и дети-инвалиды. Для всех обучающихся созданы вариативные формы получения дошкольного образования - созданы группы различной направленности, в том числе:

  • общеразвивающей направленности;
  • компенсирующей направленности для детей с нарушением речи;
  • оздоровительной направленности.      

С воспитанниками  работают специалисты:

учитель — логопед Леншина Ирина Васильевна,

учитель-логопед Шелковская  Анна Владимировна;

педагог-психолог Бажан Яна Анатольевна;

инструктор по физической культуре – Чемерова Людмила Владимировна,

музыкальный руководитель — Пиховкина Мария Федоровна.

В нашем детском саду реализуются следующие программы:

Образовательные программы

Форма

обучения

Нормативный

срок обучения

Срок действия государственной аккредитации образовательной программы (при наличии государственной аккредитации), общественной, профессионально-общественной аккредитации образовательной программы (при наличии общественной, профессионально-общественной аккредитации)

Язык, на котором (ых) осуществляется образование (обучение)

Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), предусмотренные соответствующей образовательной программой

Практики, предусмотренные соответствующей образовательной программой

Использование при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Образовательная

программа дошкольного

образования

Очная

5/6

Срок действия аккредитации

 - не предусмотрена

Обучение осуществляется на русском языке.

 

ПОЛОЖЕНИЕ о языке (языках) обучения и воспитания

не

предусмотрены

не предусмотрены

Предусмотрено в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.10.2023 N 1678                     "Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи

Очная

4

Срок действия аккредитации - не предусмотрена

Обучение осуществляется на русском языке.

 

ПОЛОЖЕНИЕ о языке (языках) обучения и воспитания

не предусмотрены

не предусмотрены

Предусмотрено в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.10.2023  N 1678                     "Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников с  задержкой психического развития

Очная

5/6

Срок действия аккредитации - не предусмотрена

Обучение осуществляется на русском языке.

 

ПОЛОЖЕНИЕ о языке (языках) обучения и воспитания

не предусмотрены

не предусмотрены

Предусмотрено в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.10.2023  N 1678                     "Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Очная

5/6

Срок действия аккредитации - не предусмотрена

Обучение осуществляется на русском языке.

 

ПОЛОЖЕНИЕ о языке (языках) обучения и воспитания

не предусмотрены

не предусмотрены

Предусмотрено в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.10.2023  N 1678                     "Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников с   расстройствами аутистического спектра

Очная

5

Срок действия аккредитации - не предусмотрена

Обучение осуществляется на русском языке.

 

ПОЛОЖЕНИЕ о языке (языках) обучения и воспитания

не предусмотрены

не предусмотрены

Предусмотрено в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.10.2023 N 1678                     "Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ

 

О предоставлении адекватных условий получения дошкольного образования Вы можете задать вопрос заведующему детским садом Чаусовой Ольге Николаевне

Email: 9-sad@list.ru  Телефон:8 (863 5) 21-08-38

Адрес сайта детского сада:  https://gart9.npi-tu.ru

 Муниципальное бюджетное учреждение, осуществляющее обучение,  «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Диалог» г.Новочеркасска  https://dialog.rostovschool.ru/sveden/common

В образовательной системе города Новочеркасска с 2012 года функционирует постоянно действующая муниципальная психолого-медико-педагогическая комиссия (далее — МПМПК комиссия).

Деятельность МПМПК комиссии организуется в соответствии с Положением о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 №1082.

Контактные данные:

Фактический адрес: г. Новочеркасск, ул. Молодежная 57/8

Контактный телефон: 29-60-12

Директор МПМПК КИСЛЯКОВА НАТАЛЬЯ ИЛЬИНИЧНА

В качестве основной цели деятельности комиссии Положением определено своевременное выявление детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее – обследование) и подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций.

В связи с вступлением в действие с 01 сентября 2013 года Закона об образовании в Российской Федерации и введением новых в образовании понятий (статья 2 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ): «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», «инклюзивное образование», «адаптированная образовательная программа», а также необходимости решения задачи обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (инклюзивное образование), в деятельности комиссии появились новые задачи:

подтверждение статуса «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» (п.14 ст.2) и определение спектра специальных условий, необходимых обучающемуся с ОВЗ для получения образования (в соответствии со статьей 79 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ);
деятельность по психолого-педагогическому сопровождению инклюзивного образования в образовательных учреждениях города, вытекающая из понимания особых образовательных потребностей обучающегося с ОВЗ, а также совместная деятельность с психолого-медико-педагогическими консилиумами образовательных учреждений по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ в образовательном учреждении с целью создания адекватных условий получения ими образования;
содействие учреждениям медико-социальной экспертизы в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида (в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 декабря 2013 г. №723 «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями»).

Положение о психолого-педагогическом консилиуме МБДОУ детского сада №9

Паспорт доступности