Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ
в условиях реализации ФГОС ДО
Мир особого ребёнка — допускает лишь своих. Мир особого ребёнка интересен и пуглив. Мир особого ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт. Мир особого ребёнка иногда он нас страшит. Почему он агрессивен? Почему не говорит? Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих. Мир особого ребёнка — допускает лишь своих! |
Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения воспитание и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
В современном представлении понятие качество образования не сводится к обученности воспитанников дошкольного образовательных учреждений, набору знаний и навыков, а связывается с понятием социальное благополучие, защищенность. В связи с этим сопровождение дошкольников с ОВЗ не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечения успешной социализации, сохранения здоровья, коррекцию нарушений. Каждый ребёнок имеет возможность быть готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям.
Организация взаимодействия различных специалистов в условиях дошкольного образовательного учреждения преследует цели всестороннего развития и коррекции воспитанника с ОВЗ с учётом индивидуальных и потенциальных возможностей. Что обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства, независимо от места жительства, пола, национальности , языка в том числе ограниченных возможностей здоровья.
Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети -инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.
Группы дошкольников не однородны, в нее входят дети с разными нарушениями развития:
дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
дети с нарушениями слуха (глухие, слабо слышащие);
дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
дети с тяжёлыми нарушениями речи;
дети с задержкой психического развития;
дети с умственной отсталостью;
с расстройством аутистического спектра.
Основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ. Определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно-педагогической работы происходит поэтапно, по определенному алгоритму и осуществляется педагогом-психологом, учителями-логопедами, воспитателями детского сада.
Нормативно-правовая база |
Письмо об инклюзивном образовании детей |
ФЗ Конвенция о правах инвалидов |
Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" - docs.cntd.ru |
Государственная программа Ростовской области «Доступная среда» Об утверждении государственной программы Ростовской области «Доступная среда» (donland.ru) |
Муниципальная программа «Доступная среда в городе Новочеркасске» Об утверждении муниципальной программы «Доступная среда в городе Новочеркасске» - Муниципальные программы города Новочеркасска - Нормативные правовые акты - Официальный сайт города Новочеркасска (novochgrad.ru) |
Нормативно-правовые документы |
В МБДОУ детском саду № 9 созданы условия для работы с детьми ОВЗ.
Информация о специально оборудованных учебных кабинетах |
Паспорт логопедического кабинета №2 Паспорт музыкального зала МБДОУ детского сада №9 Паспорт логопедического кабинета № 1
Паспорт арт-терапевтической студии МБДОУ детского сада №9 Паспорт мини-музея МБДОУ детского сада №9 Паспорт РППС 2 младшая группа (3-4 года) МБДОУ детский сад №9 |
Информация об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
|
Информация о библиотеке (ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
|
Информация об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
|
Информация о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
|
Информация об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации |
|
Информация об условиях питания |
|
Информация об условиях охраны здоровья |
|
Информация о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникативным сетям, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
|
Информация об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
ЭОР в образовательном процессе ДОУ https://gart9.npi-tu.ru/index.php?id=133 |
Информация о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования |
|
Информация о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат |
Общежитий и интернатов – нет. |
Информация о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Жилые помещения в общежитии и интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – отсутствуют. |
Пути движения к объекту | |
Дверные проемы в холле 1 этажа не имеют порогов и перепадов | пандус для передвижения инвалидов на креслах-колясках |
Пандусы и съезды с тротуаров для инвалидов |
Ширина пути для инвалидов при встречном движении |
Взодные двери с предупредительным знаком для слабовидящих | Знак безопасности Желтый круг для слабовидящих на всех стеклянных дверях детского сада |
Знак безопасности Желтый круг для слабовидящих | Предупредительный знак безопасности Желтый круг для слабовидящих |
Детский сад посещают воспитанники с проблемами речевого развития, задержкой психического развития, и дети-инвалиды. Для всех обучающихся созданы вариативные формы получения дошкольного образования - созданы группы различной направленности, в том числе:
С воспитанниками работают специалисты:
учитель — логопед Леншина Ирина Васильевна,
учитель-логопед Шелковская Анна Владимировна;
педагог-психолог Бажан Яна Анатольевна;
инструктор по физической культуре – Чемерова Людмила Владимировна,
музыкальный руководитель — Пиховкина Мария Федоровна.
В нашем детском саду реализуются следующие программы:
Образовательные программы |
Форма обучения |
Нормативный срок обучения |
Срок действия государственной аккредитации образовательной программы (при наличии государственной аккредитации), общественной, профессионально-общественной аккредитации образовательной программы (при наличии общественной, профессионально-общественной аккредитации) |
Язык, на котором (ых) осуществляется образование (обучение) |
Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), предусмотренные соответствующей образовательной программой |
Практики, предусмотренные соответствующей образовательной программой |
Использование при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий |
Образовательная программа дошкольного образования |
Очная |
5/6 |
Срок действия аккредитации - не предусмотрена |
Обучение осуществляется на русском языке.
ПОЛОЖЕНИЕ о языке (языках) обучения и воспитания |
не предусмотрены |
не предусмотрены |
Предусмотрено в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.10.2023 N 1678 "Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ |
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи |
Очная |
4 |
Срок действия аккредитации - не предусмотрена |
Обучение осуществляется на русском языке.
ПОЛОЖЕНИЕ о языке (языках) обучения и воспитания |
не предусмотрены |
не предусмотрены |
Предусмотрено в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.10.2023 N 1678 "Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ |
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников с задержкой психического развития |
Очная |
5/6 |
Срок действия аккредитации - не предусмотрена |
Обучение осуществляется на русском языке.
ПОЛОЖЕНИЕ о языке (языках) обучения и воспитания |
не предусмотрены |
не предусмотрены |
Предусмотрено в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.10.2023 N 1678 "Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ |
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) |
Очная |
5/6 |
Срок действия аккредитации - не предусмотрена |
Обучение осуществляется на русском языке.
ПОЛОЖЕНИЕ о языке (языках) обучения и воспитания |
не предусмотрены |
не предусмотрены |
Предусмотрено в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.10.2023 N 1678 "Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ |
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников с расстройствами аутистического спектра |
Очная |
5 |
Срок действия аккредитации - не предусмотрена |
Обучение осуществляется на русском языке.
ПОЛОЖЕНИЕ о языке (языках) обучения и воспитания |
не предусмотрены |
не предусмотрены |
Предусмотрено в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.10.2023 N 1678 "Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ |
О предоставлении адекватных условий получения дошкольного образования Вы можете задать вопрос заведующему детским садом Чаусовой Ольге Николаевне
Email: 9-sad@list.ru Телефон:8 (863 5) 21-08-38
Адрес сайта детского сада: https://gart9.npi-tu.ru
Муниципальное бюджетное учреждение, осуществляющее обучение, «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Диалог» г.Новочеркасска https://dialog.rostovschool.ru/sveden/common
В образовательной системе города Новочеркасска с 2012 года функционирует постоянно действующая муниципальная психолого-медико-педагогическая комиссия (далее — МПМПК комиссия).
Деятельность МПМПК комиссии организуется в соответствии с Положением о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 №1082.
Контактные данные:
Фактический адрес: г. Новочеркасск, ул. Молодежная 57/8
Контактный телефон: 29-60-12
Директор МПМПК КИСЛЯКОВА НАТАЛЬЯ ИЛЬИНИЧНА
В качестве основной цели деятельности комиссии Положением определено своевременное выявление детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее – обследование) и подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций.
В связи с вступлением в действие с 01 сентября 2013 года Закона об образовании в Российской Федерации и введением новых в образовании понятий (статья 2 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ): «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», «инклюзивное образование», «адаптированная образовательная программа», а также необходимости решения задачи обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (инклюзивное образование), в деятельности комиссии появились новые задачи:
подтверждение статуса «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» (п.14 ст.2) и определение спектра специальных условий, необходимых обучающемуся с ОВЗ для получения образования (в соответствии со статьей 79 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ);
деятельность по психолого-педагогическому сопровождению инклюзивного образования в образовательных учреждениях города, вытекающая из понимания особых образовательных потребностей обучающегося с ОВЗ, а также совместная деятельность с психолого-медико-педагогическими консилиумами образовательных учреждений по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ в образовательном учреждении с целью создания адекватных условий получения ими образования;
содействие учреждениям медико-социальной экспертизы в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида (в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 декабря 2013 г. №723 «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями»).
Положение о психолого-педагогическом консилиуме МБДОУ детского сада №9