Верхнее меню » Сведения об образовательной организации » Образовательные стандарты и требования

Уважаемые посетители нашего сайта!

С 1 января 2014 г. вступил  в силу 

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам утвердил федеральный государственный стандарт дошкольного образования. В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования.

      Разработка стандарта велась с 30 января 2013 года рабочей группой ведущих экспертов в сфере дошкольного образования под руководством директора Федерального института развития образования Александра Асмолова.

      В основу стандарта была положена культурно-историческая методология развивающихся систем, согласно которой критерием прогресса различных систем является рост вариативности входящих в эти системы элементов. В контексте этой методологии образование выступает как ключевой механизм поддержки разнообразия систем. Отсюда ключевой принцип стандарта – поддержка разнообразия ребёнка и, соответственно, переход от диагностики отбора к диагностике развития. Центральная психодидактическая технология стандарта – это развивающее взаимодействие ребёнка со взрослыми и со сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребёнка.

     Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста.

      Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры".

      Федеральный государственный стандарт дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступающего в силу с 1 сентября 2013 году федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

      Образовательные организации дошкольного образования будут самостоятельно разрабатывать и утверждать свои основные образовательные программы на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и с учетом примерных основных образовательных программ дошкольного образования, которые будут сделаны опытными разработчиками и размещены в федеральном реестре.

Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

     В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Путеводитель по ФГОС ДО


Нормативные документы:

 Комментарии к ФГОС ДО Министерства образования и науки Российской Федерации http://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rossii-ot-28022014-n-08-249/ 

 Методические рекомендации к организации развивыающей предметно-пространственной среды ДОО в соответствии с ФГОС ДО http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/11/Met_rek_RPPS.pdf 

 Методические рекомендации для родителей по реализации ООП на основе ФГОС ДО http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/11/Met_rek_realiz_OOP.pdf 

 Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 31.12.2013 г. №947 “Об организации работы по введению Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в Ростовской области” http://mbdou73-rostov.ru/prikaz_947_FGOS_RO.pdf 

 Министерство образования и науки российской федерации. Реестр примерных основных общеобразовательных программ  http://fgosreestr.ru/ 

Профессиональные стандарты в ДОУ

Наименования должностей, профессий

Профессиональный стандарт

Ссылка на Профессиональный стандарт

1

Заведующий ДОУ

Профессиональный стандарт «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)» утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации  от 19 апреля 2021г. № 250н

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202109020036

 

2

Учитель-логопед

Профессиональный стандарт педагог-дефектолог (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 марта 2023 г. N 136н)

https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=447408

 

3

Инструктор по физической культуре

Профессиональный стандарт «Инструктор-методист»      утвержден  приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08 сентября 2014  № 630н

https://base.garant.ru/70753338/

 

4

Педагог-психолог

Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» утвержден приказом Минтруда и соцзащиты РФ N 514н от 24 июля 2015 г.

https://base.garant.ru/71166760/

 

5

Социальный педагог

Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания» утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. № 10н

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201701260045

6

Воспитатель/                         старший воспитатель/                   музыкальный руководитель

Профессиональный стандарт                   "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального, основного и среднего общего образования)" утвержден приказом Минтруда России  №544н от 18.10.2013г.  с изменениями  от 5 августа 2016г.

https://legalacts.ru/doc/prikaz-mintruda-rossii-ot-18102013-n-544n/

 

7

Младший воспитатель

Профессиональный стандарт  "Няня (работник по присмотру  и уходу за детьми)" утвержден приказом Минтруда России  от 5 декабря 2018г.  № 756н

https://classinform.ru/profstandarty/03.014-niania-rabotneyk-po-prismotru-i-uhodu-za-detmi.html


 

Почему переносят профессиональные стандарты в общем образовании и что хотят в них поменять?

 

Уважаемые коллеги!        

                                                                                      На сайте ПРОФСТАНДАРТПЕДАГОГА.РФ 

вы можете ознакомиться с ходом внедрения стандарта профессиональной деятельности педагога.

 1 января 2017 года должно было стать началом применения трех профессиональных стандартов в сфере общего образования:

10 января Минтруд России приказом от 10 января 2017 г. № 10н утвердил еще один профессиональный стандарт – «Специалист в области воспитания» (далее – Профстандарт специалиста в области воспитания).

Однако без лишних вопросов начали применяться только два из четырех профстандартов.

 

Какие профстандарты применяются

На сегодняшний день нет вопросов о применении только двух профстандартов:

Другая ситуация сложилась в отношении Профстандарта педагога и Профстандарта педагога дополнительного образования.

Хотя официальных изменений о переносе даты начала применения в них не вносили и оба профстандарта должны применяться с 1 января 2017 года, появилась информация о переносе этой даты:

В настоящее время приказы о переносе даты находятся в стадии согласования. Есть вероятность, что в ближайшее время они вступят в силу.

Данная ситуация повторяет ту, которая сложилась в 2015 году. Тогда также Профстандарт педагога начал применяться с 1 января 2015 года. Однако Минтруд России приказом от 25 декабря 2014 г. № 1115н перенес срок на 2017 год. Причем этот приказ вступил в силу только 3 марта 2015 года.

 

Что хотят поменять в Профстандарте педагога?

Инициатор переноса начала применения Профстандарта педагога – Общероссийский Профсоюз образования. Это указано на  сайте http://www.eseur.ru/Bez_otveta_ne_ostavim_/.

Есть три основных причины, по которым необходимо перенести дату начала применения этого профстандарта.

1. Необходимо установить для педагогов уровни владения профессиональными компетенциями.

2. Необходимо обеспечить сопряжение требований профстандарта со ФГОСами высшего образования. На сегодняшний день они не в полной мере соотносятся друг с другом.

3. Профстандарт описывает портрет идеального педагога. Но апробация документа показала, что его нельзя использовать в качестве эффективного практического инструмента для определения траектории профессионального развития конкретного работника.

Чтобы учесть все это, необходимо переработать Профстандарт педагога.

Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ) представил свои предложения в проекте Модель дифференциации уровней владения профессиональными компетенциями для педагогических работников.

В частности, МГППУ предложил дифференцировать владение профессиональными компетенциями педагога на три уровня под названиями:

  • учитель;
  • старший учитель;
  • ведущий учитель.

На следующем этапе планируют представить проект их «конкретных трудовых действий».

Кроме того, обсуждается разработка «предметных приложений» к профстандарту (в отношении учителя физики, учителя истории и обществознания и т. д.). Нынешняя редакция профстандарта содержит лишь два предметных модуля – «Математика» и «Русский язык».

 

Что хотят поменять в Профстандарте педагога дополнительного образования?

Дату начала применения Профстандарта педагога дополнительного образования переносят, чтобы избежать формального подхода к его внедрению. Это отмечено на сайте Минобрнауки России.

Отсрочка позволит провести более тщательную подготовительную работу, которая связана в том числе с совершенствованием процедуры аттестации, подготовки и переподготовки кадров.

Учитывая причины, можно сделать вывод о том, что серьезных изменений данный профстандарт не претерпит.

 

Что сделать, чтобы не нарушить порядок применения профстандартов?

Профстандарт педагога и Профстандарт педагога дополнительного образования в таком виде, в котором они представлены сейчас, применять нецелесообразно. В них могут внести изменения.

Поэтому руководителю организации имеет смысл предусмотреть дату начала применения профстандартов в конкретной организации на более поздний срок. Чем ближе к 1 января 2020 года, тем безопаснее.

Почему именно к этому сроку?

Трудовой кодекс РФ предусматривает обязанность использовать профессиональные стандарты только (ст. 195.3 ТК РФ):

  • в части требований к квалификации;
  • в случаях, которые прямо предусмотрены законом.

При этом государственные и муниципальные организации могут внедрять профстандарты поэтапно на основании плана. Мероприятия по реализации этих планов должны быть завершены не позднее 1 января 2020 года. Это установило постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584.

Образовательные организации самостоятельно утверждают план. Таким образом, установить дату начала применения профессиональных стандартов государственная или муниципальная образовательная организация может самостоятельно, но не позднее 1 января 2020 года.

Несмотря на более позднее внедрение профстандартов, работодатель может продолжить подготовку своих работников к требованиям этих профессиональных стандартов. Это можно делать в рамках дополнительного профессионального образования.

 

© Материал из Справочной системы «Образование».

Материалы по введению и реализации ФГОС ДО в ДОУ за период 2016-2020г.г.

План-график введения и реализацииФГОС до 2020г.

Критерии готовности МБДОУ к введению ФГОС ДО

Дорожная карта по введению ФГОС ДО в МБДОУ

Мониторинг образовательных потребностейи  профессиональных затруднений педагогов

План методического сопровождения введения ФГОС ДО

План работы рабочей группы по введению и реализации  ФГОС ДО

Анализ работы МБДОУ детского сада №9 за период 2014-2016

План мероприятий по повышению эффективности и качества усгуг в сфере ДО

Аналитическая записка о проведенных и запланированных мероприятиях  по реализации ФГОС ДО

Материалы по введению и реализации ФГОС ДО в ДОУ за период 2021-2025г.г.