Верхнее меню » Шахматное образование

Зовется Шахматной страной двухцветная страна,

Ведется в ней упорный бой – двухцветная война.

Там обе армии смелы, борьбой увлечены,

В одной из них бойцы белы, в другой бойцы черны.

Но разве цвет всего важней? Выигрывает бой,

Тот, кто решительней, умней, а не светлей или темней –

Вот там закон, какой!

Дошкольное детство – небольшой период в жизни человека. Но именно в это время ребёнок овладевает речью, мышлением, воображением. В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в школе. Придя в школу, многие дети не могут сосредоточиться, усидеть на одном месте, не способны действовать в уме, то есть не могут сформировать внутренний план действий. Чтобы помочь нашим выпускникам, будущим первоклассникам мы решили познакомить их с шахматами.

Шахматы — это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценимая роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме.

Игра в шахматы развивает наглядно — образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Удивительная любознательность малышей позволяет увлечь их игрой в фигуры. Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает духовный мир.

Знакомство с шахматами в раннем возрасте способствует развитию у детей воображения и логического мышления, укрепляет память, учит сравнивать и планировать свою деятельность. Дети учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования. Эта удивительная игра стала средством воспитания и обучения.

Существует множество разнообразных приемов, которые позволяют дошкольникам освоить правила шахматной игры. Начать обучение необходимо с игры, но не в шахматы, а в знакомство с историей шахмат и с шахматными фигурами.

Важное значение имеет специально организованная игровая деятельность, создание игровых ситуаций. Именно в игровой форме предлагаем вводить детей в мир шахмат: знакомить с историей появления шахмат. В простой доходчивой форме рассказать о шахматных фигурах и «волшебных» свойствах доски.

Эффект игрового метода знакомства с шахматами велик. Сказки, истории, загадки, о шахматах могут придумывать и педагог и родители совместно с детьми. Пусть не всегда складные, но зато яркие и понятные они дадут гораздо больше результата в знакомстве с игрой. Ребенок в игре не замечает, что его обучают, и постепенно заинтересуется шахматами и в обучении наступит уже новый этап – основы теории.

 

Международный день шахмат

20 июля во всем мире принято отмечать Международный день шахмат. Празднуют его как профессиональные шахматисты, так и любители интеллектуальной игры. Шахматы – это одна из древнейших интеллектуальных игр. В неё могут играть все люди независимо от нации, пола и социального положения. Шахматы развивают логическое мышление и объединяют людей.

 

История праздника

Праздник был основан по инициативе Международной шахматной федерации в 1966 году. Датой праздника был выбран день основания Шахматной федерации - 20 июля 1924 года. Праздник был основан для популяризации этого увлечения. Эта глобальная игра помогает наладить отношения между странами. В день шахмат по всему миру проводят турниры и мастер-классы, а также награждения выдающихся шахматистов.

 

Интересные факты о шахматах

  • Родиной шахмат считается Индия, а возраст этой игры достигает 1400 лет.
  • Во второй половине XI века игра стала популярной в Европе. Изначально в шахматы играли богачи и знатные особы.
  • Первоначально ферзь мог двигаться только на одну клетку по диагонали, затем на две. Так продолжалось до тех пор, пока королева Испании Изабелла не приказала сделать ферзя самой сильной фигурой.
  • В 1997 году впервые в истории компьютер обыграл чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова.
  • Врачи считают, что шахматы развивают память и внимательность человека. Эта игра рекомендуется для людей с болезнью Альцгеймера.
  • Разные церкви мира долгое время негативно относились к шахматам и запрещали играть священникам. Игра считалась антихристианской.
  • Число всех возможных комбинаций шахматной партии превышает количество электронов во всей вселенной.

История возникновения шахмат ( для взрослых) https://www.youtube.com/watch?v=k0LEBxaZGdU&t=220s

 

Нормативно-правовое обеспечение

 

Внедрение шахмат в образовательный процесс

Программа "Феникс - шахматы для дошкольников" авторы Кузин А.В., Коновалов Н.В., Скаржинский Н.С. https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos/95-partsialnye-obrazovatelnye-programmy/494-shahmaty-dlya-doshkolnikov

Учебно-методический комплекс «Феникс – шахматы для дошкольников» разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Состоит из парциальной программы, методических рекомендаций для педагогов дополнительного образования, воспитателей, родителей и дидактических материалов для детей дошкольного возраста. Учебно-методический комплекс «Феникс – шахматы для дошкольников» апробирован на экспериментальных площадках ФГАУ «ФИРО». Имеются рецензии и экспертные заключения. Реализация УМК «Феникс – шахматы для дошкольников» направлена на формирование общей культуры личности детей и обогащение (амплификацию) детского развития за счет включенности в интеллектуально-состязательную среду. Содержание УМК «Феникс – шахматы для дошкольников» ориентировано для детей всех групп здоровья. УМК «Феникс – шахматы для дошкольников» содержит авторскую программу по обучению детей игре в шахматы, методические рекомендации к ней и дидактические материалы. Программа, рассчитана на детей 4 лет и старше, может использоваться тренерами по шахматам, педагогами дошкольного образования как парциальная образовательная программа, учителями начальной школы и педагогами дополнительного образования для организации внеурочной деятельности, родителями. Для реализации программы не требуется специальных шахматных знаний и навыков игры – взрослый может пройти процесс обучения вместе с обучающимся. В УМК «Феникс – шахматы для дошкольников» содержатся методические рекомендации по ознакомлению детей с шахматными фигурами, азами и основными приемами игры, проведению занятий и спортивных соревнований. Методические рекомендации адресованы тренерам по шахматам, педагогам дополнительного образования, работающим в дошкольных образовательных учреждениях и начальной школе, а также могут быть использованы родителями в условиях домашнего обучения и для общего развития детей.

 

О программе

Авторская Программа «Феникс – шахматы для дошкольников» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и может быть использована в любом ДОО в сочетании с любой образовательной программой.

Программа разработана на основе системно-деятельностного подхода и направлена на формирование социально-коммуникативных и познавательных компетенций. Она предполагает стимулирование деятельности и структурирование процессов мышления (внимание, планирование, рефлексия, память, счет, анализ и самоанализ) ребенка.

Программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность дошкольников и направлена на решение задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в области формирования общей культуры личности детей и обогащение (амплификацию) детского развития.

Программа ориентирована на формирование личностного развития ребенка 4 лет и старше посредством вовлечения его в интеллектуально-спортивную среду, в частности путем знакомства с шахматным искусством.

Для реализации программы не требуется специальных шахматных знаний и навыков игры – взрослый может пройти процесс обучения вместе с обучающимся.

Программа рассчитана на проведение досугового времени с детьми в любой период года в рамках образовательных и спортивных мероприятий. Ведущими формами организации занятия являются как групповые, так и подгрупповые. Основные методы занятий с детьми: рассказ, показ, групповая и индивидуальная беседы и мероприятия со спортивным уклоном, вызывающим отношение к шахматам как виду спорта. Шахматы представлены как основной вид деятельности и как способ образования.

Содержание Программы ориентировано на детей всех групп здоровья. Продолжительность занятий варьируется от 20 мин (для средней группы) до 30 мин (для старшей и подготовительной групп). Занятия рекомендуется проводить два раза в неделю, чаще – в игровой форме.

Программа адресована тренерами по шахматам, педагогами дошкольного образования как парциальная образовательная программа, учителями начальной школы и педагогами дополнительного образования для организации внеурочной деятельности, родителями.

В рамках Программы предлагается применять разработанные дидактические материалы и методические рекомендации.

 

Дидактические материалы

Дидактические материалы являются частью УМК «Феникс – шахматы для дошкольников» и предназначены для детей дошкольного возраста.

Каждый лист дидактического материала соответствует странице методических рекомендаций, в которых представлен алгоритм проведения занятия. Ребенок плотно работает с листом дидактического материала, шахматной доской и фигурами (спортивным инвентарем). Ребенок получает информацию с помощью дидактических материалов. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими способами обучения.

В конце занятия ребенку предлагается вложить использованный лист дидактического материала в свою индивидуальную папку.

 

Методические рекомендации

Методические рекомендации к парциальной Программе являются частью УМК «Феникс – шахматы для дошкольников». Методические рекомендации адресованы тренерам по шахматам, педагогам дополнительного образования, работающим в дошкольных образовательных учреждениях и начальной школе, а также может быть использовано родителями в условиях домашнего обучения и для общего развития детей.

Каждая страница методических рекомендаций соответствует определенному листу дидактического материала для детей, предлагает алгоритм проведения занятия. Как правило, это опрос, работа с листом дидактического материала, шахматной доской и фигурами (спортивным инвентарем), обсуждение или дискуссия по поводу темы или отдельных понятий, затронутых на занятии. В конце занятия ребенку предлагается вложить использованный лист дидактического материала в свою индивидуальную папку.

В верхней части страницы обозначена тема и даны основные целевые ориентиры занятия. В левой части страницы методических рекомендаций помещен рисунок часов с обозначением времени по минутам. Дуга справа от часов разбита на отрезки разного цвета, которые показывают, какое время предлагается отвести на ту или иную часть занятия. Цвет текста в правой части страницы соответствует цвету аналогичной части дуги. В нижней части страницы даны ответы на вопросы и задания с соответствующего листа дидактических материалов. Если задания не требуют ответов, то представленные изображения являются точным повтором материала дидактического листа.

Дидактический материал в большинстве случаев служит дополнением к спортивному инвентарю.

Практические материалы для родителей и педагогов по обучению детей игре в шахматы и шашки

 

Дидактические шахматные сказки

  1. Сухин И. От сказки – к шахматам.
  2. Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Издательство фирмы ACT, 1993.
  3. Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски.
  4. Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 2.
  5. Сухин И. Шахматная сказка // Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.

Сказки и рассказы для детей о шахматах и шахматистах

  1. Аматуни П. Королевство Восемью Восемь.
  2. Гришин В., Осипов Н. В гостях у Короля // Гришин В., Осипов Н. Малыши открывают спорт. – М.: Педагогика, 1978.
  3. Драгунский В. Шляпа гроссмейстера.
  4. Ильин Е. В стране деревянных королей. – М.: Малыш, 1982.
  5. Кумма А., Рунге С. Шахматный Король.
  6. Остер Г. Полезная девчонка.
  7. Пермяк Е. Вечный Король.
  8. Сендюков С. Королевство в белую клетку. – М.: Малыш, 1973.
  9. Шаров А. Сказка о настоящих слонах.

 

Стихотворения о шахматах и шахматистах

  1. Берестов В. В шахматном павильоне.
  2. Берестов В. Игра.
  3. Ильин Е. Приключения Пешки. – М.: ФиС, 1975.
  4. Ильин Е. Средневековая легенда.
  5. Квитко Л. Турнир.
  6. Никитин В. Чья армия сильней? – Красноярск, 1977.
  7. Сухин И. Волшебная игра.
  8.  

Художественная литература для детей по шахматной тематике

  1. Булычев К. Сто лет тому вперед.
  2. Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания.
  3. Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье.
  4. Носов Н. Витя Малеев в школе и дома.
  5. Носов Н. Незнайка в Солнечном городе.
  6. Семенов А. Ябеда-Корябеда и ее проделки.
  7. Томин Ю. Шел по городу волшебник.
  8. Чеповецкий Е. Приключения шахматного солдата Пешкина

Электронные образовательные ресурсы

Шахматно-шашечный клуб «Белая ладья»